Предупреждение коррупции

Деятельность Департамента по предупреждению коррупции

 

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации, а именно:

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.052008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и другие нормативно-правовые актами Российской Федерации

устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

1. Так, статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

В Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу организована следующая работа по профилактике коррупционных правонарушений.

Приказом Приволжскнедр от 27.12.2018 № 514-лс определены должностные лица, ответственные за организацию мер по профилактике коррупционных правонарушений из сотрудников отдела кадров (Прокудина А.С, Машина И.Н., Борина Н.С.), юридического отдела (Чечкова Т.В.), отдела экономики и хозяйственного обеспечения (Гнидин К.С.).

Сотрудниками кадровой службы обеспечивается соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, связанных с гражданской службой и требований к служебному поведению в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Заместителем начальника юридического отдела Чечковой Татьяной Викторовной проводится мониторинг изменений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, систематическое проведение оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации Приволжскнедрами своих функций, а также проведением в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, проверок по случаям несоблюдения гражданскими служащими запретов, ограничений и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Начальником отдела экономики и хозяйственного обеспечения Гнидиным Константином Сергеевичем осуществляется мониторинг и выявление коррупционных рисков в деятельности Приволжскнедр по осуществлению закупок для государственных нужд и устранение выявленных коррупционных рисков, а также обеспечение размещения на официальном сайте Приволжскнедр информации об антикоррупционной деятельности.

 

2. Статья 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует порядок представления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок осуществления проверки указанных сведений, которая осуществляется отделом кадров Приволжскнедра. В результате анализа таких сведений за 2015 - 2017 отчетные периоды, а также на основании представления Генеральной прокуратуры от 12.04.2018, были выявлены нарушения в части предоставления государственными служащими неполных, неточных и недостоверных сведений. Недостоверные сведения были представлены начальниками отделов Грицуком А.Н., Галимовым А.Н., Симоновой Р.В., Рычковой А.Н., Гнидиным С.В., Земсковым Е.В., в связи с чем к Галимову А.Н., Симоновой Р.В., Рычковой А.Н., Гнидину С.В., Земскову Е.В. были применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания с предупреждением о недопустимости нарушений положений антикоррупционного законодательства, а проверка в отношении Грицука А.Н. повлекла за собой его увольнение по утрате представителем нанимателя доверия.

По результатам анализа представленных гражданскими служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 отчетный период, руководством Приволжскнедр было принято решение о проверке государственных служащих, имевших дисциплинарные взыскания за предыдущий период. Данная проверка осуществляется путем направления запросов в соответствующие органы - федеральную налоговую службу, государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).

 

3. Статья 9 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает государственных гражданских служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным служащим данной должностной обязанности является правонарушением и влечет его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определены Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу приказом от 27.12.2019 № 515-лс  

 

4. Статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирован порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в соответствии с которым государственный гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а непринятие таких мер является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кадровой службой Департамента также проводятся мероприятия по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, а также меры по их предотвращению.

Уведомления, поступающие от государственных гражданских служащих, о возможном возникновении конфликта интересов рассматриваются на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в состав которой входят как сотрудники Приволжскнедр, так и представители научных организаций и образовательных учреждений, деятельность которых связана с госслужбой. Порядок деятельности указанной комиссии утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.08.2018 № 355. За период 2018-2019 гг. проведено 8 заседаний Комиссии, на которых рассматривались материалы, свидетельствующие о предоставлении государственными гражданскими служащими недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; о невозможности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бывших супругов, несовершеннолетних детей; о возможном возникновении конфликта интересов в связи с трудоустройством бывшего государственного гражданского служащего, также о выполнении государственными гражданскими служащими иной оплачиваемой работы.

Стоит отметить, что порядок уведомления представителя нанимателя о выполнении такой работы определен приказом Приволжскнедр от 31.10.2018 № 459-лс. Данным порядком предусмотрено наличие ряда обязательных условий, а именно:

1. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении заняться иной оплачиваемой работой.

2. Соблюдение гражданским служащим установленных Законом № 79-ФЗ ограничений (статья 16) и запретов (статья 17).

Так, в ходе проверки, осуществляемой Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2018 году были выявлены нарушения в части выполнения иной оплачиваемой работы без уведомления представителя нанимателя начальниками отделов Грицуком А.Н., Мироновой О.А., главным специалистом-экспертом Гордеевой О.Л., что также повлекло за собой дисциплинарную ответственность указанных государственных служащих.

Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности (часть 3 статьи 17 Закона № 79-ФЗ).

 

5. Одной из мер по предотвращению коррупции в Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу является обеспечение прохождения обучения государственных служащих по образовательным программам в области противодействия коррупции. В 2018 году всеми начальниками территориальных отделов и центрального аппарата пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Пути и средства противодействия коррупционным проявлениям в сфере государственного и муниципального управления».

Информирование государственных гражданских служащих о недопустимости нарушений антикоррупционного законодательства осуществляется посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами в области противодействия коррупции, проведения бесед с государственными гражданскими служащими, актуализации материалов на официальном сайте Приволжскнедр, с помощью информационно-телевизионного стенда, также в Департаменте разработаны краткие памятки государственным служащим об исполнении обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции

В заключении хотелось бы отметить, что одним из основных принципов противодействия коррупции, закрепленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции», является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В зависимости от степени тяжести совершенного коррупционного деяния возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных. Дисциплинарная ответственность наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности. К числу грубых дисциплинарных проступков относятся нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. За данные нарушения может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение. Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения. К административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействия):

— Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (19.28 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ);

— отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также незаконное взимание платы за предоставление информации (ст.13.28 КоАП РФ);

— принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением законодательства (ст.7.29 КоАП РФ);

— нарушение сроков опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа путем проведения торгов (ст. 7.30 КоАП РФ);

— другие административные правонарушения, установленные ст. 7.30 КоАП РФ.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.